Педагогика сотрудничества

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
подход к организации учебного процесса, разработанный учителями-новаторами, направлен на преодоление в обучении формализма, догматизма, реализацию творческих возможностей учащихся.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Педагогика сотрудничества
(1) – педагогическая концепция, суть которой состоит во влечении детей в процесс учения на основе совместного творческого труда учителя и ученика; (2) – движение педагогов – новаторов 70-80-х гг. ХХ в.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
направление в педагогической теории и практике воспитания, возникшее в середине 80-х гг. XX в. в СССР, ориентированное на совместную творческую работу учителя и учащихся и альтернативное направлениям, основанным на авторитарных тенденциях.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
направление в отечественной педагогике второй половины ХХ века, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов и др.). Главная идея-совместная деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовной мир друг друга.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Педагогика сотрудничества
направление в отечественной педагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Источник: Педагогический словарь

Педагогика сотрудничества
образование направлено на формирование творческой личности студентов, учета индивидуальных особенностей каждого, способностей, интересов, устремлений; признание приоритетности гармонического воспитания человека; соединение обучения с производительным трудом; признание необходимости изменения стиля и методов работы руководителей учебных заведений и педагогов, создание условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Педагогика сотрудничества
направление педагогической мысли и практики, основанное на идеях гуманистической педагогики и сформировавшееся в 70 — 80 гг. X X в. Ее основные положения: отношение к учащемуся как равноправному партнеру, «утверждение отношений сотрудничества, взаимосодействия, сотворчества, учение без принуждения, идеи свободы выбора, опережения, прочной опоры, индивидуально-личностного подхода. Лидеры движения педагогики сотрудничества — Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, А.А.Захаренко, Е.Н.Ильин, В.А.Караковскйй, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др. Заслуга педагогов-новаторов заключается в том, что они проложили дорогу демократическим преобразованиям в российской школе, отстояли право педагогов на творческие искания, на создание авторских педагогических систем. Их искания помогли возрождению гуманистических начал отечественной педагогики, позволили решать многие назревшие противоречия и задачи (как обучать по сложным программам, создать комплексное образовательное учреждение на селе, предупредить отставание в учебе и др.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Педагогика сотрудничества
система педагогических взглядов, а также общественно-педагогическое движение в отечественной педагогике 80-90-х годов ХХ-го столетия, ее гуманистическая ветвь как антипод господствующей тоталитарной педагогики. Основные идеи педагогики сотрудничества: отказ учителя от отношения с учеником как с объектом своего педагогического воздействия и субъективация его позиции в педагогическом процессе; гуманизация, в смысле очеловечивание отношений ученика и учителя, смягчение школьных нравов; признание прав ребенка и семьи как субъектов образовательного процесса; гуманитаризация содержания образования; демократизация школы через предоставление права выбора технологий обучения, учебных дисциплин; развитие самоуправления учащихся, в том числе и в учебном процессе. Педагогика сотрудничества решала проблемы взаимоотношений всех субъектов образования (ученика, семьи, учителя и школы) в новом нетрадиционном для тех лет направлении. Она представляла гуманистическую ветвь развития отечественной педагогики, стала основой формирования альтернативных форм и методов обучения и воспитания. На основе ее идей родились такие новационные педагогические системы, как «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), гуманно-личностная система Ш.А. Амонашвили и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Направление в отечественной педагогике 2-й половины XX в. Представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П. с.: Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шатилов и др. Ряд положений П. с. противоречил традиционным системам обучения и воспитания, поэтому П. с. стала предметом дискуссий и послужила импульсом для творческой деятельности многих педагогов, а также инициировала деятельность авторских школ. П. с. базируется на следующих положениях: 1) в работе с учениками делается упор на вовлечение их в учение, на совместный труд учителя и учащихся; 2) практикуется учение без принуждения. Это одно из центральных положений П. с. Его цель – снять чувство страха у учащегося на уроке, вселить уверенность в свои силы; 3) пропагандируется идея трудной цели: учителя стремятся ставить перед учащимися сложные задачи, внушая уверенность, что цель будет достигнута; 4) используется идея опоры (учителя включают в предметно-словесную информацию разнообразные опорные сигналы, образные схемы, которые являются средствами развития памяти, пространственного воображения, алгоритмических (см. алгоритм) форм мышления); 5) представители П. с. исходят из личностного подхода, для чего в процессе проведения урока используются приемы, позволяющие каждому ученику чувствовать себя личностью, ощущать внимание учителя лично к нему и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы П.с. имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик. Осн. положения П.с.: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в ее преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями. Ряд положений П.с. опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому П.с. вызвала большую полемику. П.с. дала импульс творческой деятельности мн. педагогов, инициировала деятельность авторских школ. См. также Иванов И. П.Караковский В.А., Лысенкова, Продуктивное образование, Шаталов В. Ф., Щетинин М. П.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
методика обучения, основанная на соучастии ученика и педагога в процессе выработки знания. В основе П. с. лежат идеи гуманистической педагогики, направленные против жесткой регламентации учебной деятельности, формализма, подавления творческой самостоятельности учащихся. П. с. опирается на принципы доброжела- тельного отношения учителей с учениками, обучения без принуждения, преодоления трудностей, опорного обучения, свободного выбора, опережающего обучения, самоанализа. Такая методика способствует приобретению учащимися логико-мыслительных навыков и умений, усвоению разнообразных форм общения и способов аргументации собственных взглядов, овладению навыками и умениями самостоятельного ответственного принятия обоснованного решения. Важной функцией преподавателя становится поддержка ученика, содействие его успешному продвижению в море учебной информации, помощь в решении методологических и методических проблем. В мировой образовательной практике в связи с этим употребляется новый термин, который отображает существенные изменения в преподавательской деятельности, статусе преподавателя и его основных функциях – facilitator (тот, кто содействует, облегчает, помогает учиться). Совместная работа преподавателя и ученика над реальным поисковым проектом помогает решить проблемы приобретения навыков творческого поиска на основе его информационного обеспечения и использования методов современной эвристики. При такой форме осуществления учебной деятельности не только раскрепощается воображение учащегося, но и изменяются мотива-ционные основы его деятельности, усиливается влияние на нее ценностных установок и ориентаций. Следует отметить, что идеи П. с. в современной теории и практике образования получили широкое распространение. Однако П. с. как целостная технология еще не воплощена в конкретные модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария. Она «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли во все современные педагогические технологии (Подмазін С. Уточнімо основні категорії освіти // Вища освіта України. – 2000. – № 1. – С. 5–9; уравський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003. – С. 74). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
направление в отеч. педагогике 2-й пол 20 в, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения Среди них. III А Амонашвили, И II Волков, И II Иванов, E H Ильин, В А Караковский, С H Лысенкова, Л А и Б II Никитины, В Ф Шаталов, M II Щетинин и др. Большинство авторов II с работало в школе ев 25 лет Все они создали оригинальные и самостоятельные теоретико-эмпирич системы обучения Инициаторами их объединения стали гл. редактор «Учительской газеты» В Ф. Матвеев и публицист С. Л. Соловейчик. Состоялось неск встреч учителей-экспериментаторов по проблемам II с (отчеты о них опубликованы в «Учительской газете», 18 окт. 1986, 17 окт. 1987, 19 марта и 18 окт 1988). Стержень новой пед.концепции - сотрудничество, но не как одно из мн пед.понятий, а как гл. идея, цель и средство воспитания и обучения Во время своей первой встречи авторы II. С. сформулировали общие идеи, наиб. характерные для их учительского творчества (т и Переделкинский манифест).
В П.с. отношения с учениками строятся таким образом, чтобы дать детям новые стимулы, лежащие в самом учении, вовлечь их в совместный труд и творческое взаимодействие учителя и учащихся, направленные на освоение уч предмета Учение без принуждения (т.е. исключение из методов воспитания принуждения) — одно из центр положений II с Идея трудной цели выражается в том, что учитель ставит перед детьми как можно более сложную цель и внушает им уверенность в том, что они преодолеют трудности и достигнут успеха.
Идея опоры предлагает методику обучения, исключающую деление детей по способностям. Разработанные педагогами формы опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.) основаны на общем принципе чтобы самый слабый ученик мог отвечать свободно, не задерживая класс, перед ним должна быть опора, к-рая является не наглядным пособием в виде таблиц и т. п., но путеводной нитью рассказа, способа решения задачи и т. п.
Оценка работы учащихся в II. С. предполагает не традиц.систему шк. отметок, а подведение учителем успешных результатов, достигнутых учащимися во время занятий. Опорные сигналы позволяют педагогу проверить выполнение домашних заданий в т и свернутом виде, а учащимся при систематич занятиях без принуждения получить необходимые знания и умения.
Идея свободного выбора помогает детям чувствовать себя сотрудниками педагога и самостоятельно выбирать правильные решения в разл. областях знаний, деятельности. Идея опережения создает учителю условия для свободного распоряжения уч временем, а ученику — для лучшего усвоения уч. программ. Идея крупных блоков дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала, снизить нагрузки на учащегося за счет объединения в блок неск тем, уроков. Идея соответствующей формы выражается в использовании разл. средств и приемов в форме, отвечающей изучаемому материалу (напр., худож. анализ у Ильина и др) Идея самоанализа приучает детей самостоятельно осуществлять индивидуальный и коллективный анализ своей деятельности Интеллектуальный фон класса складывается, когда учащиеся ставят перед собой значимые жизненные цели, а учитель стремится дать ученикам более широкие по сравнению с уч программой знания, соответствующие их интересам.
Коллективное творческое воспитание воплощено Ивановым в коммунарской методике. Творческий производительный труд детей осуществляется совместно со взрослыми и стимулирует изобретет, деятельность детей по улучшению своей работы, а также их стремление быть полезными окружающим людям.
Творческое самоуправление рассматривается не как управление без взрослых, а как совместная работа старших и младших членов коллектива. Сотрудничество с родителями строится на убеждении, что отношения в семье между родителями и детьми должны быть товарищескими (опыт Никитиных); в родителях педагог видит своих союзников. Личностный подход к воспитаннику — один из важнейших элементов П. с. Сотрудничество учителей основывается на взаимопомощи педагогов. Педагоги-новаторы считают, что осуществлять П. с. может каждый учитель. Стремясь широко распространять идеи П. с., они вместе с тем выступают против организации массовых кампаний по ее внедрению в практику.
Публикации о П. с. привлекли внимание к ней пед. и обществ. кругов. Ряд положений П. с., придя в противоречие с общепринятыми пед. установками, подверглись критике. Опыт показал, что мн. методы П. с., к-рые рассматривались как ошибочные с точки зрения теоретич. и методологич. основ, в реальной практике давали положит. эффект. Отд. системы педагогов-новаторов, несмотря на их дискуссионность, содействовали решению важнейших проблем образоват. процесса в школе. Идеи П. с. изначально формулировались как целевые принципы, а их недостаточная универсальность компенсировалась эмпирич. целостностью обучения и аргументированностью выводов. П. с. дала импульс мн. педагогам для дальнейшего развития ее теории и практики, инициировала движение авторских школ.
Лит.: Новое пед. мышление. Сб., под ред. А. В. Петровского и Э. Д. Днепрова, М., 1989; Соловейчик С. Л., Педагогика для всех, M. С. Л. Соловейчик.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
796.45 кб

Педагогика сотрудничества и развитие образования

Абдуллаева Угилой Ибадуллаевна
В настоящей статье автор рассматривает основы педагогики сотрудничества, ее роль в повышении эффективности образовательной системы республики.
Читать PDF
141.92 кб

Инженерная педагогика: от сотрудничества к синергии

Осипов Пётр Николаевич
Современного инженера отличает умение работать в коллективе, искусство управлять людьми.
Читать PDF
1.00 мб

Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского

Ганьшина Галина Васильевна
Статья посвящена педагогическому наследию Василия Сухомлинского. Которое с каждым годом приобретает все большее значение и привлекает пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности.
Читать PDF
235.29 кб

Психология и педагогика сотрудничества врача и пациента инфекционного профиля

Зорин К.В.
В статье показана значимость коммуникативной и ценностно-смысловой компетентностей врача-инфекциониста, которые определяют его профессионализм и необходимы для успешного сотрудничества с пациентом.
Читать PDF
561.49 кб

Реализация принципа обучения в сотрудничестве в гуманистической педагогике США

Судовчихина Л. А.
В статье рассматривается вопрос реализации на практике американскими учителями одного из важнейших принципов гуманистической педагогики принципа обучения в сотрудничестве.
Читать PDF
205.11 кб

ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ 1980-Х ГОДОВ: К 30-ЛЕТИЮ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Помелов Владимир Борисович
Показаны предпосылки возникновения движения педагогов-новаторов во второй половине 1860-х гг. в СССР на волне «перестройки» и реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Читать PDF
569.28 кб

Наблюдение как гносеолого-педагогический метод музыкальной педагогики сотрудничества

Знаменская И. А.
Читать PDF
164.97 кб

Концепция развивающего обучения Л. С. Выготского, педагогика сотрудничества и кибернетика

Фирстов В. Е.
В статье проектируется и исследуется кибернетическая модель обучения в диалоге на основе активизации «зон ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) и педагогики сотрудничества.
Читать PDF
369.16 кб

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Якунина О.А.
В статье рассматриваются основные положения инновационной системы образовательного процесса в педагогике сотрудничества.
Читать PDF
252.80 кб

Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности обр

Копылова Н. А.
Педагогика сотрудничества это гуманистическое направление педагогики, в котором главной по отношению к другим категориальным понятиям является категория «сотрудничество», выступающая как педагогическая ценность, формирующаяся в уч
Читать PDF
237.43 кб

Основные направления международного сотрудничества социальной педагогики России, Западной Европы и С

Босенко Валентин Валентинович
Динамичное развитие социальных процессов в России ставит перед государством ряд новых задач, среди которых весьма важными являются задачи прогностических разработок государственной политики в области воспитания, социализации подра
Читать PDF
208.57 кб

Концептуальные идеи педагогики сотрудничества как основа педагогического взаимодействия преподавател

Гребенкина Лидия Константиновна, Копылова Наталья Александровна
В статье изложены основы педагогики сотрудничества как одного из современных гуманистических направлений педагогической науки.
Читать PDF
129.71 кб

Аспекты международного сотрудничества научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образо

Читать PDF
18.08 мб

Педагогика сотрудничества как технология методики обучения инновационной деятельности в региональных

Наумкин Николай Иванович, Шекшаева Наталья Николаевна, Купряшкин Владимир Федорович, Панюшкина Елена Николаевна
В статье проведение региональных летних научных студенческих школ рассматривается в качестве механизма реализации интегрирующей технологии обучения инновационной инженерной деятельности.
Читать PDF
727.03 кб

Современная педагогика сотрудничества как научная основа взаимодействия и совместной деятельности пр

Копылова Н. А.
В статье дается характеристика педагогике как человековедческой дисциплине, рассматриваются основные понятия современной педагогики сотрудничества: сотрудничество, взаимодействие, совместная деятельность, педагогическое взаимодейс

Похожие термины:

  • Методы педагогики сотрудничества

    способы совместной деятельности воспитателя и воспитанников, стимулирующие развитие учащихся, их чувство успеха, достижение результатов, содействующие проявлению их развитию, инициативе и твор