НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

Найдено 1 определение
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ
В современном дискурсе о глобализации среди множества подходов преобладает неолиберальный подход, сторонники которого исходят из идеи, что обычную цель человеческой жизни составляют материальные приобретения, а главная функция правительства состоит в том, чтобы обеспечить безопасный и предсказуемый мир для участников рыночной экономики. Неолибералы выступают за передачу в частную собственность всех экономически пригодных для эксплуатации ресурсов. При этом общественные службы превращаются в предприятия, извлекающие прибыль, а природные ресурсы становятся доступны для коммерческой эксплуатации на глобальном уровне.
- Сторонники неолиберализма выступают против регулирования таких аспектов социальной жизни, как заработная плата, условия труда и охрана окружающей среды. Жесткие стандарты в таких областях могут стать барьерами на пути торговли. В то же время слабые трудовые, потребительские и экологические стандарты на глобальном рынке могут оказаться частью конкурентного преимущества страны. Наконец, неолиберализм поощряет отказ правительств от ответственности за социальное благосостояние граждан. Согласно позиции неолибералов, правительства не должны заниматься поддержкой здравоохранения, образования, жилищного фонда, вопросами занятости населения. Термин «глобализация» используется неолибералами прежде всего по отношению к стремительно ускоряющейся интеграции многих местных национальных экономик в единый глобальный рынок. Согласно социальной концепции неолиберализма, государство, нация и всякий человек рассматриваются как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь и деятельность как бизнес, а каждый контакт как контракт. Все формы отношений, в том числе работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды субрыночной конкуренции. В рамках философии неолиберализма рынок обладает абсолютной, т.е. не зависящей от его воздействия на производство товаров и услуг (что уже привело к падению их качества в развитых экономиках), самоценностью, а его законы формируют фундаментальные принципы этики. Это не только возвращает этическую концепцию неолиберализма к меркантилизму, но и необоснованно не делает различия между рыночной экономикой и рыночным социумом, что оказывает в обществах потребления угнетающее воздействие как на социальные связи в целом, так и на показатели рождаемости в частности.
- Неолиберальный поворот в культуре – это коммерциализация возможностей и условий, ранее составлявших часть общего (публичного, общественного) достояния. При этом коммерциализация не означает простого перевода культурных благ из условно бесплатного статуса в платный. Современное культурное пространство все чаще выстраивается вокруг платежеспособного потребителя, который не обязан чем-либо подтверждать свою «внутреннюю» культурную чистоту или сопричастность проекту. Достаточно того, что он просто способен оплатить квантифицированную культурную услугу. Сдвиг от автономной личности к культурно нейтральному потребителю занимает не одно десятилетие и проходит через вполне ощутимые – и болезненные – пороги: реформы университетского управления, помимо всего прочего изменяющие критерии доступа к образованию, перевод культурных институтов в режим частичной самоокупаемости, ограничивающий возможности случайной малоимущей публики, или закрытие целого ряда дотационных факультетов, домов культуры, исследовательских центров.
- Стержневое понятие Болонского процесса интеграции европейской системы высшего образования – не занятость (employment), а пригодность к занятости (employability), т.е. акцент переносится на ответственность индивида за поиск работы для себя, что кардинально диссонирует с традиционной ответственностью государства в этом вопросе, в соответствии с кейнсианской моделью социального благополучия с «полной занятостью» (Шелов-Коведяев Ф.В. Словарь «Что есть что в мировой политике»[Електронний ресурс]. – URL: http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/ wehse_wpg_show_text_print.pl; Андрущенко В. Світанок Європи: Проблема формування нового вчителядля обєднаної Європи ХХІ століття / Віктор Андрущенко. – К.: Знання України, 2012. – 1099 с; Бикбов А. Культурная политика неолиберализма / Александр Бикбов // Художественный журнал. – 2009. – № 83; Карнаух В.К. Глобализация: критика неолиберального подхода // Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С. 47–53). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.