Гносеология
Гносеология
отгреч. gnosis - знание и logos - учение) - (филос.) наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)
раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности [91, c. 678].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ГНОСЕОЛОГИЯ
от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение) — теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способность человека познавать действительность.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ГНОСЕОЛОГИЯ
(или теория познания) – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Гносеология
гр. – знание и учение) – это теория познания как философское учение об источниках и формах познания, о правильности отражения в человеческом сознании реалий мира. Гносеологическая теория познания утверждает познаваемость мира посредством выявления научно установленных фактов, понятий, законов, сформулированных гипотез, моделей, посредством проведенных экспериментов и т.д. Гносеология признает, вместе с тем, модельный и ограниченный характер научных знаний и существования границ его применения, вместе с тем признает и ценность научных суждений, как этапов, шагов дальнейшего, более углубленного познания действительности. На гносеологической теории познания фактически строится вся отечественная наука.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГНОСЕОЛОГИЯ
(от др.-греч. γνσις – «познание», «знание» и льгпт – «слово», «речь») – теория познания, раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Формы познания:
- чувственное познание – уровень ощущений, восприятий и представлений;
- рациональное познание – уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Сверхчувственное познание – интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90 – 123). Е.Ю. Усик
- чувственное познание – уровень ощущений, восприятий и представлений;
- рациональное познание – уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Сверхчувственное познание – интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90 – 123). Е.Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.
ГНОСЕОЛОГИЯ
составная часть философии, исследующая природу познания, отношение знания к реальности, а также критерии достоверного, истинного знания. Гносеология находится в постоянном взаимодействии с онтологией, аксиологией, методологией науки, другими разделами философии. Гносеология восходит к античности, но в явной форме ее основные проблемы были сформулированы в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм и др.). Гносеология анализирует движение знания к новому результату в форме знания как всеобщего познавательного результата (а не в индивидуально-психологическом аспекте). В этой связи гносеология ставит задачу — выяснить, что такое знание, каковы способы его обоснования, что такое истинное знание и т.п. В Новое время сформировались два в значительной степени альтернативных подхода к решению этой задачи — эмпиризм и рационализм. Значительный вклад в создание систематической гносеологической концепции внесли представители классической немецкой философии, в особенности ее основоположник И. Кант. И. Кант впервые попытался преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма, исходя из единства субъекта и объекта познания, которые, как он считал, существуют не как предметные сущности, а в качестве форм осуществления познавательной деятельности. Подчеркивая активность субъекта познания, И. Кант выявил природу эвристических возможностей категориального синтеза. Высказанные И. Кантом идеи развиваются в наше время в рамках конструктивистского подхода, согласно которому человек не отражает, а конструирует окружающий его мир. Возможность применения конструктивистского подхода к анализу познавательной деятельности учащегося (студента) очевидна, однако способы реализации данной возможности ещё не изучены. Литература: Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. - М., 2009; Когнитивный подход. Научная монография. - М., 2008. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.