Гносеология

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гносеология
отгреч. gnosis - знание и logos - учение) - (филос.) наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)
раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности [91, c. 678].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ГНОСЕОЛОГИЯ
от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение) — теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способность человека познавать действительность.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ГНОСЕОЛОГИЯ
(или теория познания) – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Гносеология
гр. – знание и учение) – это теория познания как философское учение об источниках и формах познания, о правильности отражения в человеческом сознании реалий мира. Гносеологическая теория познания утверждает познаваемость мира посредством выявления научно установленных фактов, понятий, законов, сформулированных гипотез, моделей, посредством проведенных экспериментов и т.д. Гносеология признает, вместе с тем, модельный и ограниченный характер научных знаний и существования границ его применения, вместе с тем признает и ценность научных суждений, как этапов, шагов дальнейшего, более углубленного познания действительности. На гносеологической теории познания фактически строится вся отечественная наука.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГНОСЕОЛОГИЯ
(от др.-греч. γνσις – «познание», «знание» и льгпт – «слово», «речь») – теория познания, раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Формы познания:
- чувственное познание – уровень ощущений, восприятий и представлений;
- рациональное познание – уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Сверхчувственное познание – интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90 – 123). Е.Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ГНОСЕОЛОГИЯ
составная часть философии, исследующая природу познания, отношение знания к реальности, а также критерии достоверного, истинного знания. Гносеология находится в постоянном взаимодействии с онтологией, аксиологией, методологией науки, другими разделами философии. Гносеология восходит к античности, но в явной форме ее основные проблемы были сформулированы в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм и др.). Гносеология анализирует движение знания к новому результату в форме знания как всеобщего познавательного результата (а не в индивидуально-психологическом аспекте). В этой связи гносеология ставит задачу — выяснить, что такое знание, каковы способы его обоснования, что такое истинное знание и т.п. В Новое время сформировались два в значительной степени альтернативных подхода к решению этой задачи — эмпиризм и рационализм. Значительный вклад в создание систематической гносеологической концепции внесли представители классической немецкой философии, в особенности ее основоположник И. Кант. И. Кант впервые попытался преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма, исходя из единства субъекта и объекта познания, которые, как он считал, существуют не как предметные сущности, а в качестве форм осуществления познавательной деятельности. Подчеркивая активность субъекта познания, И. Кант выявил природу эвристических возможностей категориального синтеза. Высказанные И. Кантом идеи развиваются в наше время в рамках конструктивистского подхода, согласно которому человек не отражает, а конструирует окружающий его мир. Возможность применения конструктивистского подхода к анализу познавательной деятельности учащегося (студента) очевидна, однако способы реализации данной возможности ещё не изучены. Литература: Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. - М., 2009; Когнитивный подход. Научная монография. - М., 2008. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
258.34 кб

К вопросу о классификации типов (видов) гносеологизаторства

Булычев Игорь Ильич
Читать PDF
242.23 кб

Педагогическое моделирование: от гносеологии педагогических явлений - к их компьютерной формализации

Петьков А.В.
Читать PDF
339.72 кб

Методологический подход как общенаучная, гносеологическая и аксиологическая основа проведения педаго

Горб Виктор Григорьевич
В статье представлен концептуальный взгляд автора на решение проблемы повышения методологического уровня педагогических исследований.
Читать PDF
482.97 кб

Гносеологическая культура школьников как составляющая, при формировании общеучебных умений в процесс

Зиятдинова З. З.
В статье рассматриваются результаты поискового этапа исследовательской работы, включающие анализ наглядного представления школьниками объекта познания, определяющего влияние на развитие гносеологической культуры школьников и на ур
Читать PDF
1.15 мб

Общекультурные и гносеологические аспекты курса «История и методология математики»

В. Ф. Чаплыгин
Читать PDF
2.29 мб

Теоретико - гносеологический подход к научному толкованию культурогенеза личности

Газина Ольга Михайловна, Шурупов Виктор Александрович
Читать PDF
357.34 кб

Диагностика уровня сформированности гносеологической образовательной компетенции у старшеклассников

Осокина О. А.
Читать PDF
120.10 кб

Некоторые аспекты технологии формирования гносеологической образовательной компетенции подростков

Осокина О. А.
Читать PDF
333.11 кб

Гносеологические основания компетентностной парадигмы образования

Юлов Владимир Федорович
В статье подвергнуты рефлексии философские принципы компетентностного направления в современной педагогике.
Читать PDF
208.78 кб

Гносеологические основы обеспечения системы дополнительного профессионального образования

Парышев Ю. В., Сперанская М. В.
На основе исследования мирового рынка образовательных услуг дана оценка состава и взаимосвязи, главных макроподсистем: учебной, научной, экономической, управленческой и маркетинговой, которые позволяют комплексно оценить возможнос
Читать PDF
61.58 кб

Гносеологические корни формирования культуры здоровья

Муравьева Ж. В.
В статье анализируется опыт формирования культуры здоровья в исторической ретроспективе. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме сформулировано определение культуры формирования здорового образа жизни.
Читать PDF
350.14 кб

Структуралистская педагогика ФРГ: истоки, предпосылки, гносеологические источники

Федотова Ольга Дмитриевна
Статья посвящена проблеме дифференциации педагогического знания, которая связана с поиском классификационных основ ее новых ветвей, отраслей и направлений.
Читать PDF
569.28 кб

Наблюдение как гносеолого-педагогический метод музыкальной педагогики сотрудничества

Знаменская И. А.
Читать PDF
616.97 кб

Предметно-гносеологические основы социальной педагогики

Мардахаев Лев Владимирович
В статье раскрываются: понимание существа предметно-гносеологического уровня методологии социальной педагогики как сложившейся теории в соответствии с ее предметной областью; теории как основы дальнейшего исследования явлений и пр
Читать PDF
0.00 байт

Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в т

Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич
Формирование у студентов представлений об образе ключевого звена социолого-управленческого потенциала своей деятельности на предприятии выступает условием эффективности социализационных процессов в вузе, направленной на подготовку

Похожие термины:

  • ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)

    раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности [91, c. 678].