ЖЕСТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЖЕСТЫ
воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие реципиентов, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму [52, c. 37].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЖЕСТЫ
(фр. geste – деяние) — средство общения глухих, слепоглухих при помощи движений рук, телодвижений.
Глухие от рождения или с раннего детства, но использующие зрение, усваивают Ж. на основе зрительного восприятия окружающего мира и подражания. У них общение формируется из системы указательных, «рисующих», изображающих, имитирующих Ж., обозначающих предметы и явления.
У слепоглухих от рождения или раннего детства Ж. формируются и развиваются в условиях специального обучения; Ж. вычленяются, «снимаются» непосредственно с совместно-разделенных действий со взрослыми, совершаемых в тесном контакте, тогда как у глухих Ж. «снимаются» скорее с предметов, а не с действий.
Т.о., Ж. слепоглухих носят имитационный характер, ближе к форме действий, а Ж. глухих – к форме предметов (контуры, фигуры или просто указания на конкретные предметы).
По мере развития жестового общения и мышления, Ж. слепоглухих и глухих усложняются по внешнему виду и характеру обозначения объектов, сближаются между собой (у слепоглухих со временем тоже появляются «рисующие», пластические и условные Ж.), но у слепоглухих они имеют «осязательную» основу, а у глухих – «зрительную». Органами жестового общения у слепоглухих являются только руки, а у глухих – руки и лицо (мимика).
Освоение (изучение) Ж. следует начинать с простейших, достаточно понятных. В процессе систематического изучения общеизвестных Ж. и мимические движения следует постепенно заменять специфическими Ж. и знаками, принятыми в общении слепоглухих и глухих для обозначения строго определенных речевых ситуаций.
Специфические Ж. берутся из специальных словарей Ж.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ЖЕСТЫ
это воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие реципиентов, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму. Понятие Ж. включает, таким образом, как значимые движения рук и головы, так и телодвижения, выполняющие коммуникативную функцию. Выделяются следующие группы Ж.: 1) коммуникативные Ж., т. е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это приветствия и прощания, Ж. угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные Ж. и телодвижения дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, а также Ж., встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Все перечисленные Ж. понятны без речевого контакта и имеют собственное значение в общении; 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл; 3) модальные Ж.: Ж. одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; Ж., передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление. Ж. по своим характеристикам являются самостоятельной знаковой системой, так же необходимой для нормальной коммуникации, как и язык. Регулярно сосуществуя со звуковым языком, Ж. сопровождают, дополняют, подкрепляют его, в ряде случаев заменяют, автономно выражая смысл сообщений. Ж. могут заменять любой член предложения, целые высказывания, а также нести сквозь текст самостоятельную тему, и в этом смысле следует думать о текстовой детерминированности появления Ж. Лит.: Ермолаева Е.А. Психосемиотический анализ жестов как знаковых средств общения в соотношении с языком // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. — М., 1984. — С. 77—87; Русская разговорная речь: фонетика, лексика, морфология, жест. — М., 1983. Н.В. Федорова, Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Похожие термины:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ

    это преимущественно преднамеренно воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие участниками педагогического процесса, предназначенные для передачи эмоциональной и
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЖЕСТЫ

    (фр. geste – деяние) — первые Ж., появляющиеся у глухих и слепоглухих в семье, до поступления в детские специальные учреждения; формируются как средство «делового» общения родных и близких с детьми по