АСТЕНИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Астения
состояние общей слабости организма, бессилие.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Астения
(греч. asthenes – слабый) – болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью и истощаемостью.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

АСТЕНИЯ
нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна [80, c. 38].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АСТЕНИЯ
(от греч. бессилие) - это болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Астения
[гр. astheneia – бессилие, слабость] – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушения сна.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Астения
нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощении, нарушении сна. Возникает у военнослужащих в результате различных заболеваний, а также при чрезмерных умственных и физических перенапряжениях, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Астения
от греч. а — отрицательная частица, sthenos — сила) — нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы. В основе А. лежит слабость клеток коры головного мозга, вызванная нарушением их питания и внутриклеточного обмена под влиянием токсических воздействий, а также крово- и ликвообращения.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АСТЕНИЯ
греч. astheneia) — различные виды функциональной недостаточности всего организма и центральной нервной системы. Возникает как следствие перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, дифтерит, грипп, менингит) и при травматических поражениях мозга; сопровождает также некоторые хронические заболевания у детей, подростков, юношей, девушек. Астенические состояния характеризуются повышенной утомляемостью, раздражительностью, сниженной работоспособностью, что бывает причиной неуспеваемости.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

АСТЕНИЯ
от греч. astheneia - бессилие) — слабость, повышенная утомляемость, неспособность к длительному умственному или физическому напряжению. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями, физическими или психическими перегрузками, а также функциональными или органическими нарушениями головного мозга (церебрастения). Эмоциональные нарушения выражаются в раздражительности, повышенной чувствительности, плаксивости (чаще у девочек), вспыльчивости. Интеллектуальная истощаемость проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти. Длительная А. может сопровождаться задержкой психического развития; в этих случаях дети нуждаются в специальных формах обучения. Проявление А. у человека называется астеническим синдромом. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АСТЕНИЯ
(гр. astheneia – слабость) — нервно-психическая слабость, бессилие, возникающие вследствие инфекционных, соматических заболеваний или травматических поражений мозга и проявляющиеся в повышенной чувствительности, утомляемости, обидчивости, раздражительности и сниженной работоспособности. Часто наблюдается пониженное настроение с ощущением физического дискомфорта. Интеллектуальная истощенность проявляется в неспособности длительной концентрации внимания, ослаблении памяти, замедлении темпа умственной деятельности.
Этот термин применяется в невропатологии и физиологии при определении конституционального типа: в первом случае – при нервных заболеваниях, известных под названием неврастении и психастении, и во втором – для характеристики конституционального типа, называемого астеническим, с определенным телосложением и функциональными особенностями (высокий рост, худощавость, длинная шея, длинная узкая грудь, опущенные плечи, отстоящие в виде крыльев лопатки, слабая мускулатура, малые размеры сердца и т. д.). Состояние, характеризуемое нервно-психической слабостью, при которой нарушается тонус нервных процессов, наблюдается большая истощаемость их, быстрая утомляемость, снижение всех форм психической активности, называют астеническим синдромом. А. с. возникает у людей со слабым типом нервной системы, склонных к тревожной мнительности и концентрации внимания на своих ощущениях. В основе А. с. лежит слабость клеток коры головного мозга, вызванная нарушением их питания и внутриклеточного обмена под влиянием токсических воздействий, а также расстройств кровообращения.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

АСТЕНИЯ
от греч. astheneia — бессилие), болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длит. умственному и физич. напряжению. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями (напр., острые инфекции, ревматизм), физич. и психич. перегрузками, а также функциональными или органич. нарушениями головного мозга (чаще вследствие перенесенного заболевания, черепно-мозговой травмы и др.). В двух последних случаях принято говорить о церебрастении (наиб. частый вариант А.), для к-рой характерны прежде всего признаки исто-щаемости нервной системы, что проявляется гл. обр. в эмоциональной и интеллектуальной сферах.
Эмоциональные нарушения выражаются чертами «раздражительной слабости»: повышенной чувствительностью с обидчивостью, ранимостью, плаксивостью (чаще у девочек) или раздражительностью, вспыльчивостью; иногда — вялостью, пассивностью. Чаще наблюдается пониженное настроение с ощущением физич. дискомфорта. Интеллектуальная ис-тощаемость проявляется в неспособности к длит. концентрации внимания, в снижении памяти, замедлении темпа интеллектуальной деятельности. Кроме того, дети, страдающие церебрастенией, плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушаются аппетит и сон; к концу уч. дня (недели, четверти) падает работоспособность.
Длит. А. (церебрастения) может сопровождаться задержкой психич. развития; в этих случаях дети нуждаются в спец. формах обучения.
Лит.: Певзнер М. С., Дети с церебра-стеническими состояниями, в кн.: Принципы отбора детей во вспомогательные школы, М., 1960; Иванов Е. С., Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе, в кн.: Дети с временными задержками развития, М. 1971. К. С. Лебединская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • Астеник

    [гр. asthenes – слабый] – человек, у которого ярко выражены следующие особенности телосложения: общая худощавость, узкие плечи, плоская и узкая грудная клетка, длинные нижние конечности, вытянутое лиц
  • Астенические чувства

    окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т.п. При переживании А.ч. человек сутулится, дыхание становится медленнее обычного, глаза т
  • АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

    (гр. astheneia – слабость) — временные состояния, обусловленные различными факторами (соматическими инфекциями, травмами, психогенными травмами), при которых отмечается нарушение интеллектуальной де