ПЕДОЛОГИЯ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕДОЛОГИЯ
наука о детях, совокупность психологических, анатомофизиологических, социологических концепций развития ребенка.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Педология
течение в психологии и педагогике; пыталось синтезировать психологические, анатомо-физиологические, социологические подходы к развитию ребенка.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

ПЕДОЛОГИЯ
«совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка; возникла в конце 19 века в США и Западной Европе» (СИ, 1994, 452). […]

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Педология
от греч. paides - дети, logos - учение)-совокупность психологических, социологических и других концепций о развитии и воспитании ребенка, не представляющая целостной теории.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Педология
наука о целостном изучении ребенка на различных этапах развития (объединение данных о ребенке, полученных социологами, психологами, педагогами, медиками, физиологами и т. д.).

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

ПЕДОЛОГИЯ
течение в педагогике и психологии, пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при изучении детей, их обучении и воспитании.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Педология
лженаука, основанная на антимарксистских положениях глубоко реакционных "законах" о фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влияние наследственности и какой-то неизменной сферы.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ПЕДОЛОГИЯ
(от греч. Paides-дети, Logos-наука)направление в педагогике и психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв., в основе которого лежит комплексный подход к изучению ребенка с привлечением данных естественных и общественных наук.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Педология
отгреч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Педология
течение в педагогике и психологии конца XIX - середины ХХ века (С. Холл, П.П. Блонский и др.) пытающиеся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. П. Копила ценный эмпирический материал.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Педология
(греч. paidos – дитя + логия – наука о детях) – течение в педагогике и психологии конца ХIХ – середины ХХ вв., обобщенно использующее психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей (О. Хризман, С. Холл, Дж. Болдуин, М.Я. Басов, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.П. Нечаев). В 30-х гг. подвергалась критике.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Педология
наука о ребенке (введен американским ученым О. Хрисманом в 1893). Обычно она понимается как наука о развитии ребенка, охватывающая все стороны этого развития - и телесную и психическую. По Блонскому п. есть наука о росте, конституции и поведении типичного массового ребенка в различные эпохи и фазы детства; по Корнилову п. есть научная дисциплина о реакциях ребенка, определяющих их факторах.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Педология
наука о детях, их потенциальных возможностях, представляющая собой синтез психологических, биологических, социологических знаний. Особенности ребенка предопределены наследственностью и влиянием социума, утверждали педологи и ставили своей задачей получение комплексных, целостных знаний о ребенке на основе тестирования. Основатели - Э. Торндайк, Г. -С. Холл, А. Бине, Э. Мейман. Ценным в педологии было ее стремление изучать ребенка в условиях комплексного подхода, ее практическая направленность на диагностику психического развития. Педология получила широкое распространение в России в начале XX в. (до 1936 г. ).

Источник: История образования и педагогической мысли

ПЕДОЛОГИЯ
от греч. pais — дитя, logos — учение) — течение в педагогике и психологии конца XIX — середины XX в. (С. Холл, П. П. Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать пси-хол., анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. П. накопила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление ЦК ВКП (б) от 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»), в результате чего нарушился естественный ход развития пед. и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

Источник: Педагогический словарь

Педология
гр. – наука о детях) – научное течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., представляющее собой объединение знаний о растущем человеке из самых разных наук – истории, антропологии, анатомии, физиологии, психологии и др. с целью создания единой науки об обучении и воспитании ребенка. Педология в основе своей имела рефлекторную теорию поведения и потому механически соединяла разнопредметные знания и также механически применяла их на практике. В начале 30-х годов деятельность педологов была свернута, согласно постановлению ЦК ВКП(б). Педология накопила большой эмпирический материал о развитии и поведении ребенка, часть которого затем вошла в возрастную и педагогическую психологию. Педология стала ступенью в развитии этих наук.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Педология
[гр. pais – дитя + logos – учение] – течение в педагогике и психологии конца XIX – середины XX вв. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), в русле которого разрабатывался комплексный подход к обучению, воспитанию и развитию подрастающего человека, который основывался на интеграции знаний о нем – психологических, анатомо-физиологических, биологических, человековедческих. Провозвестником П. является К.Д. Ушинский, который выдвинул принцип: чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно и знать его во всех отношениях. Во имя разработки этого принципа и соответствующей идеи К.Д. Ушинским и была создана «педагогическая антропология», переживающая в наше время второе рождение. П. накопила ценный эмпирический материал, но была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена, в результате чего нарушилось естественное развитие педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПЕДОЛОГИЯ
(от греч. pais (paidos) – дитя + ...логия). Направление в педагогике и психологии, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Термин предложен в 1893 г. американским психологом О. Хризманом для обозначения исследования закономерностей возрастного развития. В России В. М. Бехтеревым был создан Педологический институт (1907 г.), в 1928–32 гг. выходил журнал «Педология». Распространение П. в 1920–30 гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. В разработке проблем П. участвовали П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. М. Рубинштейн и другие видные ученые. Широкое распространение приобрел метод тестов, а результаты тестирования считались основанием для психологического диагностирования. Многие работы, выполненные в русле П., содержали ценный материал по проблемам детства. Однако в 1936 г. все исследования в области П. были прекращены. Возрастная психология, возрастная физиология, педагогическая психология стали обособленными друг от друга отраслями знаний. В результате замедлилось развитие педагогической и возрастной психологии, наблюдалось отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Педология
(от греч. pais — дитя и logos — слово, наука) — направление в психологии и педагогике, признающее необходимость комплексного изучения (диагностики) детей в их постоянном развитии и в конкретных условиях. Для нее характерен биосоциальный детерминизм, т. е. признание определяющей роли наследственности и среды. Основателем П. признан американский психолог С.Холл, создавший в 1889 г. первую педологическую лабораторию, термин «педология» придумал его ученик О. Крисмент. В русле П. разрабатывался комплексный подход к обучению, воспитанию и развитию подрастающего человека, который основывался на интеграции психологических, анатомо-физиологических, биологических, человековедческих знаний о нем. Провозвестником П. является К.Д.Ушинский, выдвинувший принцип: чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. П. накопила ценный эмпирический материал, но была разгромлена после Постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.). Если отойти от крайностей биосоциального детерминизма, то опыт педологов по тщательному изучению детей и учету его результатов в обучении и воспитании является полезным. В результате разгрома П. нарушилось развитие педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание к личности ребенка в процессе обучения и воспитания. В 20 — 30-е гг. X X в. к педологическому направлению принадлежали Л.С.Выготский, П. П. Блонский и др.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПЕДОЛОГИЯ
от греч. pais, paidos - дитя и logos - учение, наука; буквально - наука о детях) направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Термин предложен в 1893 американским психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. На принципе знания психологических и физиологических закономерностей детского развития основывались педагогические системы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка. В русской педагогике этот принцип получил обоснование в трудах К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова. Однако планомерное научное изучение детства началось лишь во 2-й половине 19 в. Изучение ребенка шло в разных направлениях. Врачи и физиологи гл. внимание обращали на психофизиологические закономерности. Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие всех функций организма, и разработка средств, препятствующих отклонению ребенка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психических функций. Социологи и юристы изучали причины отклонений в общественном поведении детей, специфику детских правонарушений. Предметом специального изучения стали дети с нарушениями в психофизическом развитии. В педагогике разрабатывались как теоретические основы учебно-воспитательного процесса, так и способы практического использования данных о ребенке для целей воспитания и обучения. В конце 19 - начале 20 вв. был накоплен богатый фактический материал о детском развитии, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизической организации ребенка, о качественном, а не только количественном отличии ребенка от взрослого; о скачкообразном характере детского развития, определяющем своеобразие отдельных возрастных периодов; о тесной зависимости психического и физического развития. Теоретическое осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребенке на различных стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления стало изобретение термина "П." для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребенке. Однако наряду с ним употреблялись как равнозначные термины "психология детства", "педагогическая психология", "экспериментальная педагогика" и др. В России проблемами детского развития занимались И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо и др. В С.-Петербурге (1907) В.М. Бехтеревым был создан Педологический институт, осн. журнал "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии". Организаторами исследований по изучению детского развития стали А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др. П. была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской революции развилась сеть педологических учреждений, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал "Педология" (1928-32). Характеристику особенностей детей различных возрастных периодов дали Е.А. Аркин, И.А. Арямов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.М. Рубинштейн и др. Важные данные были получены при исследовании высшей нервной деятельности детей (Н.И. Красно- горский), при изучении познавательных интересов у ребенка и т.д. Предпринимались попытки теоретического осмысления полученных данных в целях разработки общей теории детского развития (М.Я. Басов, Блонский, Выготский, А.Б. Залкинд и др.). Распространение П. в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. В 20-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Широкое распространение приобрел метод тестов. Результаты тестирования считались основанием для психологического диагноза и прогноза. Характеризуя положение с всесторонним изучением ребенка, Блонский в 1934 отмечал, что "педолог предлагает заменить своей наукой педагогику и психологию, педагог топит педологию, а психолог претендует заменить своей педагогической психологией и педологию и педагогику" ("Педагогическое образование", 1934, № 6, ). Мн. работы, выполненные в русле П., содержали ценный материал по проблемам детства. Несмотря на то, что П. была готова к решению осн. теоретических проблем и переходу к широкому практическому внедрению своих результатов, партийные и советские органы запретили П. как науку и практику и потребовали от нее "саморазоблачения". 4 июля 1936 ЦК ВКП (б) принял постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Понятие "П." получило одиозный смысл. Были прекращены все исследования, носившие название педологических, труды педологов были изъяты из употребления. Исследователи стали, как правило, руководствоваться ограниченной задачей изучения той или иной стороны жизни ребенка. Педагогика стала на долгие десятилетия "бездетной". Возрастная психология, возрастная физиология, педагогическая психология превратились в значительной мере обособленные друг от друга отрасли знания. Интерес к проблемам П. вновь возник в 90-е гг. См. также Педагогика экспериментальная

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДОЛОГИЯ
от греч. pais, paidos — дитя и логос — наука), термин, предложенный в 1893 амер. психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Идея о важнейшем значении изучения детства для решения как теоретических (филос., методологич.), так и практических (в первую очередь педагогических) задач фактически всегда признавалась передовыми философами и педагогами. На принципе знания психол. и физиол. закономерностей дет. развития основывались пед. системы Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Лок-ка. В рус. науке этот принцип получил обоснование в трудах К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Однако планомерное науч. изучение детства началось лишь во 2-й пол. 19 в., когда в философии (благодаря Г. Гегелю) и в естествознании (в первую очередь благодаря созданию эволюц. теории Ч. Дарвина) получила распространение идея поступательного развития, обозначилась возможность объективного познания ребенка, к-рая вселяла надежду сделать целенаправленным, научно обоснованным процесс его воспитания, формирования его личности, а тем самым повлиять на улучшение жизни общества в целом. В последнее десятилетие 19 в. в изучение дет. развития включились мн. ученые разных специальностей в разл. странах Европы и Америки. Изучение ребенка шло в разных направлениях. Врачи и физиологи (первыми обратившиеся к науч. исследованию детства) гл. внимание обращали на психофизиол. закономерности. Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие психофизиол. и физиол. функций, разработка средств, препятствующих отклонению ребенка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психич. функций (вначале элементарных — ощущения, а затем все более сложных). Социологов и юристов интересовали причины отклонений в обществ. поведении детей, специфика дет. правонарушений. Предметом спец. изучения стали аномальные дети, в отношении к-рых была поставлена задача не только организации ухода, но и их обучения. В педагогике разрабатывались как теоретич. основы уч.-воспитат. процесса, так и способы практич. использования данных о ребенке для целей воспитания и обучения.
В кон. 19 — нач. 20 вв. был накоплен достаточно богатый фактич. материал о дет. развитии, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизич. организации ребенка, о качественном, а не только количественном отличии ребенка от взрослого; о скачкообразном характере дет. развития, определяющем своеобразие отд. возрастных периодов; о тесной зависимости психич. и физич. развития. Теоретич. осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребенке на разл. стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления стало изобретение термина «П.» для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребенке. Термин получил популярность (под этим названием создавались науч. учреждения, науч. объединения, печатные издания), но единого содержания в него не вкладывалось и наряду с ним употреблялись как равнозначные термины «психология детства», «юношествоведение», «пед. психология», «эксперим. педагогика», «гигиена воспитания» и др., отражавшие специфику избранного направления исследований.
Стремление к всестороннему исследованию ребенка связано с именами таких ученых, как С. Холл, Дж. Болдуин, А. Чемберлен в США, В. Прейер, К. Грос, К. и В. Штерн, Э. Мейман в Германии, Б. Пере, А. Бине, Г. Компейре во Франции, Дж. Селли в Великобритании, Э. Клапаред в Швейцарии, Ж. Демор и О. Декроли в Бельгии.
Россия не осталась в стороне от движения за изучение ребенка и построение системы воспитания и обучения, основанной на знании закономерностей дет. развития. Рус. наука развивалась в тесном контакте с зарубежной. наиб. значимые заруб. исследования по этой проблематике были переведены на рус. яз. В исследование проблем дет. развития включились И. А. Сикорский, П. Ф. Лес-гафт, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо и др. В Петербурге (1907) Бехтеревым был создан Педологич. ин-т, основан журн. «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Горячими сторонниками и организаторами исследований по изучению дет. развития стали А. П. Нечаев, H. E. Румянцев, Л. Е. Оболенский, А. Н. Бернштейн, А. Ф. Лазур-ский. П. была широко представлена на съездах по пед. психологии (1906 и 1909) и эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916).
После Окт. революции изучение детства приобрело широкий размах. Стремление обеспечить наилучшие условия для дет. развития поставили П. в 20-х гг. в наиб. благоприятные условия. Развилась сеть педологич. учреждений, была издана обширная лит-ра, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журн. «Педология» (1928—32).
Характеристику особенностей детей разл. возрастных периодов дали Е. А. Аркин, И. А. Арямов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, M. M. Рубинштейн, Н. А. Рыбников, А. А. Смирнов и др. Важные данные были получены при исследовании высшей нервной деятельности детей (Н. И. Красногорский), при изучении познават. процессов у ребенка, при выявлении интересов и потребностей детей, в т. ч. в дет. коллективах и др. (П. Л. Загоровский, А. С. Залужный, H. M. Щелованов и др.). Методы педологич. исследований разрабатывали М. Я. Басов, А. П. Болтунов и др. Предпринимались попытки теоретич. осмысления полученных данных в целях разработки общей теории дет. развития (Басов, Блонский, Выготский, А. Б. Залкинд).
Однако исследование проблем дет. развития в 20-х гг. не избежало влияния механистич. тенденций в философии, методологии, свойственных науке этого периода. В П. они проявились особенно ярко в решении вопроса о факторах и движущих силах дет. развития. Ни в изучении природных предпосылок, ни в исследовании социальных факторов развития еще не было накоплено достаточно науч. данных для обоснованного решения этой проблемы. Педологи считали возможным ставить развитие ребенка в прямую зависимость от того или иного фактора, причем в полемике заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская).
Предмет П. с самого начала не был определен с достаточной четкостью. Перед ней ставилась задача собирать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей. На деле вместо целостного представления о ребенке составлялась компиляция мало связанных между собой сведений из разных наук, изучающих ребенка. Принципа, объединяющего эти сведения, найдено не было.
Широчайшее распространение в качестве рабочего инструмента П. приобрел метод тестов. Некритически заимствовались образцы зап. тестов без учета специфики рос. действительности. Результаты тестирования считались достаточным основанием для психол. диагноза и прогноза. Такой подход впоследствии привел к дискредитации метода тестов на долгие годы.
На состоянии П. отразилось давление идеологич. пресса, резко усилившееся в нач. 30-х гг. Это породило, в частности, нездоровую атмосферу в науч. среде. Характеризуя положение с всесторонним изучением ребенка, Блонский в 1934 отмечал, что «педолог предлагает заменить своей наукой педагогику и психологию, педагог топит педологию, а психолог претендует заменить своей педагогической психологией и педологию и педагогику» (Пед. образование, 1934, № 6, с. 42). Такое состояние науки препятствовало нормальной исследоват. деятельности. П. не была готова к широкому практич. использованию своих результатов. Однако парт, и сов. органы требовали от науки непосредственной практич. помощи в социалистам, строительстве. П. внедрялась в практич. работу разл. дет. учреждений, прежде всего в шк. практику. Широкое распространение приобрел отбор детей во вспомогат. школы на основы тестовых методик. Практич. применение П. требовало большого числа специалистов, но их не было; к работе зачастую привлекались малоподготовленные люди. Полученный ими материал был обычно недоброкачественным, разобраться в нем они не умели, поэтому выводы получались ошибочными, но претендующими на «научность». В результате- этого многочисл. педологич. исследования (точнее, обследования) детей мало приносили пользы, а порой наносили большой вред.
4 июля 1936 ЦК ВКП(б) принял пост. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», после к-рого само понятие П. получило одиозный смысл. Ликвидация порочной практики была необходима, но серьезная теоретич. и Н.-и. работа в области изучения ребенка была нужна. Вместо этого все исследования, носившие назв. педологических, были прекращены, труды педологов были изъяты из употребления. Не только резко сузился круг изучения ребенка, но и изменился характер исследований. Угасла идея целостности. Исследователи стали, как правило, руководствоваться конкретной, ограниченной задачей изучения той или иной стороны жизни ребенка. Возрастная психология, возрастная физиология, пед. психология стали в Значит. мере обособленными друг от друга отраслями знания.
Задача создания целостного представления о ребенке не была выполнена П. (и не могла быть выполнена на том уровне развития науки и теми средствами). Но задача комплексного, целостного изучения ребенка остается актуальной для науки.
Источи.: Оболенский Л. Е., Новая наука педология, «Воспитание и обучение», 1900, № 1—2; его же, Новости педологии, там же, 1900, № 8,9; Румянцевы. Е., Педология (Наука о детях), СПБ, 1910; Болдуин Дж., Духовное развитие дет. индивида и человеческого рода, пер. с англ., т. 1—2, М., 1911; Чемберлен А., Дитя. Очерки по эволюции человека, пер. с англ., ч. 1—2, М., 1911; Холл С., Собр. статей по педологии и педагогике, пер. с англ., М., 1912; В ы г. о т -ский Л. С., Педология шк. возраста, М., 1926; его же, Педология подростка, собр. соч., т. 4, М., 1984; Каптер ев П. Ф., История рус. педагогии, П.; Залкинд А. Б., Осн. вопросы педологии, М., 1927; его же, Педология в СССР, М., 1928; А р я -м о в И. А., Основы педологии, M.; БасовМ. Я., Общие основы педологии, М.; Гезелл А., Педология раннего возраста, М. — Л., 1932; Блонский П. П., Возрастная педология, М. — Л., 1930; его ж е, Педология, M.
А. А. Никольская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
262.38 кб

Репрессированная педология (история одного большевистского аутодафе)

Емельянов Борис Владимирович, Ионайтис Ольга Борисовна
В статье показаны основные этапы развития отечественной педологии, раскрыты причины ее ликвидации, осуществленной компартией в 1930-е годы.
Читать PDF
3.61 мб

Формирование предпосылок становления педологии как предмета научно- педагогических исследований

Ценюга Сергей Николаевич
Статья отражает формирование предпосылок становления педологии как предмета научно-педагогических исследований, динамику развития педологической мысли.
Читать PDF
271.01 кб

Загробная жизнь «Науки» педологии: к вопросу о значении «Научных движений» (и их истории) для соврем

Байфорд Э.
В статье анализируется дискуссия, развернувшаяся в постсоветские годы вокруг «вытравленной» науки педологии и некоторых современных попыток ее реабилитации и частичного возрождения.
Читать PDF
15.23 мб

Развитие отечественной педологии (20-30-е гг. ХХ В. )

Ромаева Наталья Борисовна, Ромаев Антон Павлович
Авторы статьи рассматривают развитие отечественной педологии, основные направления данной науки медицинское, рефлексологическое, эволюционное, социогенетическое, несущие гуманистический характер.
Читать PDF
3.18 мб

Основные положения педологической типологии детей в конце XIX-начале XX веков

Сенченков Николай Петрович
Читать PDF
241.17 кб

Формирование педологии как учебного предмета для педагогических учебных заведений в 30-40-е годы ХХ

Сухова Н.Н.
В представленном материале дается аналитический обзор основных направлений фор мирования педологии как учебного предмета для педагогических учебных заведений в пе риод 1930-1940-х гг.
Читать PDF
306.62 кб

Недолгий век отечественной педологии

Помелов В.Б.
В статье дается краткая история развития педологии за рубежом и в начале XX в. в России и в 1920-х первой половине 1930-х гг. в СССР.
Читать PDF
120.07 кб

«Педологическая антропология» и народное образование Сибири

Ценюга Сергей Николаевич
Антропологи активно исследовали естественную историю человека, палеонтологию, вопросы физической, педагогической, религиозной, культурной антропологии,характерологии народов России.
Читать PDF
290.34 кб

Педологическая работа в Сибири первой трети XX века

Ценюга С. Н.
Всестороннее изучение и анализ богатейшего наследия педологии вызывает закономерный интерес к зарождению теоретических предпосылок, разработке методических процедур и организационно-институциональному оформлению педологической пра
Читать PDF
120.64 кб

Проблемы педологически ориентированной педагогики в трудах Б. Ф. Райского

Ценюга Сергей Николаевич
В истории развития педагогического знания всегда привлекала внимание судьба творца оригинальных идей, систем, концепций, теорий, продвинувшего вперед или, наоборот, отбросившего назад развитие теории и практики отечественного обра
Читать PDF
236.51 кб

Методическое обеспечение педологических обследований в учебных заведениях России (1918-середина 30-х

Ценюга С. Н.
В статье рассматриваются различные методы педологических обследований.
Читать PDF
132.09 кб

К вопросу об организации педологической работы в учебных заведениях Сибнаробраза 20-30-х гг. XX в

Ценюга Сергей Николаевич
Всестороннее изучение и анализ богатейшего наследия практики педологической работы в Советской России начала ХХ в. вызывает закономерный интерес к генезису этого явления в Сибири.
Читать PDF
0.00 байт

Организация педологической работы и ее кадровое обеспечение в условиях Сибнаробраза 20-30-х годов

Ценюга С. Н.
В статье приведен анализ исторического материала по организации и кадровому обеспечению педдиагностической работы в условиях Сибнаробраза 20-30-х годов.

Найдено книг по теме — 1