ВЕРДЖЕРИО Пьетро Паоло Старший

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕРДЖЕРИО Пьетро Паоло Старший
1370-1444) итальянский гуманист. В трактате "О благородных нравах и свободных науках" (1402; 40 изд., 1600) изложил основополагающие принципы гуманистической педагогики. Автор первой дошедшей до нас гуманистической нравоучительной комедии "Павел" (1388-90), написанной для "исправления нравов юношей". См. также Гуманистическая педагогика

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЕРДЖЕРИО Пьетро (Пьер) Паоло Старший
1370, Каподистрия, ныне г. Копер, Словения, — 1444, Будапешт), итал. гуманист. Образование получил в грамматич. школе в Падуе, затем во Флоренции. Преподавал в Болонском и Падуанском ун-тах. После 1405 перешел на службу в папскую курию, с 1417 в Венгрии, где сыграл видную роль в развитии гуманизма. Писал на этич. и полит. темы. Автор первой, дошедшей до нас гуманистич. комедии «Павел» (1388- 1390), написанной «для исправления нравов юношей». Испытал влияние пед. идей Аристотеля, Цицерона, Плутарха и др. Осн. пед. сочинение — трактат «О благородных нравах и свободных науках» (ок. 1402, до 1600 выдержал 40 изд.), в к-ром впервые систематически изложены принципы гуманистич. педагогики. Обучение и воспитание, по В., взаимосвязаны и имеют социальную направленность — формирование человека-гражданина; они отличаются светским характером, дань религии — только в требованиях практич. благочестия. В. отступил от традиц. системы семи свободных иск-в, выделял в процессе обучения гуманитарные дисциплины (моральную философию, историю, риторику), называя их гражданскими и придавая им решающую роль в образовании; грамматику и логику считал важными, но подсобными по отношению к первым. Высоко ценил естеств. науки. Исходя из представлений о гармонич. развитии личности, признавал важность физич. воспитания и рекомендовал активные виды отдыха (подвижные игры, прыжки, охоту, прогулки верхом и пешком, танцы). Особые физич. упражнения для подготовки будущего воина (антич. пятиборье, верховая езда, плавание и др.) считал необходимыми только для физически крепких подростков. Обращал внимание на возрастные особенности детей, связывая их с физиологией. Предлагал учитывать в воспитании и обучении природные склонности детей и их индивидуальные особенности. Рекомендовал разумное использование и чередование похвалы и порицания; подчеркивал роль примера выдающихся людей в воспитании. В. — сторонник шк. образования. Указывал на необходимость дозировки уч. материала, систематичности в обучении, правильного распределения уч. времени, на пользу бесед об изучаемых предметах с соучениками. Мн. идеи В. были развиты итал. и др. европ. гуманистами, реализованы на практике педагогами эпохи Возрождения.
Соч.: De ingenuis moribus et liberalibus studiis adulescentiae A cura di A. Gnesotto, «Atti e memorie della R. Accademia di scienze, littere ed arti in Padova», 1918, v. 34; Epistolario di Pier Paolo Vergerio. A cura di L. Smith, Roma, 1934; в рус. пер. — О благородных нравах и свободных науках, в кн.: Итал. гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов, ч. 2, Саратов. 1988.
Лит.: Фридолин П. П., Пед. идеи итал. Возрождения, «Изн. пед. ф-та Азерб. гос. ун-та. Обществ. науки», 1929, т. 14, 16; S a i t t a G., Leducazione dellumanesimo in Italia, Venezia, 1928.
H. В. Ревякина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия