Зависть

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАВИСТЬ
неприязнь к другому, вызванная его преимуществами (реальными или воображаемыми).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Зависть
негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии З. человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего «Я».

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЗАВИСТЬ
чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к.-л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведет, как правило, не к попыткам "социально полезными способами" обрести данное благо (т.н. "соревновательная" или "подражательная" З.), а к стремлению к воображаемой или реальной депривации другого, что и служит дополнительным признаком З. как порока. Выделяется т.н. белая З., которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. К эмоциональным реакциям, связанным с З., относится злорадство (радость по поводу неприятностей у человека, вызывавшего З.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Зависть
ст.-слав.) – нравственное отрицательное качество личности или временное эмоциональное состояние души, выражающееся в желании чего бы то ни было, что есть у другого, в зависимости своей души от чего-то внешнего, преходящего. Зависть проявляется как досада на чужую удачу, желание что-то заиметь без труда, страдание по поводу отсутствия у себя того, что имеют другие, неприятие чужого счастья, чувство страдания, возникающие от благополучия других. Она существует как осуждение благополучия и удачи, как поиск несправедливости по отношению к себе. Православная церковь относит зависть к числу больших грехов против заповедей Божиих («Не желай дома ближнего твоего, …»). Она порождает зло. Согласно психологическому толкованию зависть – это страсть как проявление эмоций низшей природы человека, находящихся под управлением инстинктов. Бытующие различение зависти на «белую» и «черную» – лукавство, уводящее в сторону от сути фактически греховного, низменного человеческого качества, а значит по сути безнравственного. Зависть – это плод бездуховности. Человека с таким личностным качеством, которого «завидки берут», зовут завистливым, завидущим, завистником. В русском народе всегда осуждалось такое поведение.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЗАВИСТЬ
чувство неприязни к др. лицу (общности, организации) по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравств., культурному уровню или материальному превосходству. 3. родственна ревности и также основывается на эгоизме, себялюбии и т. п., но в отличие от нее всегда направлена на реальные преимущества др. лица. Как правило, завистливый человек желает предмету своей 3. всяческих неудач (унижения его достоинства, дискредитации в глазах общественности, несчастья и др.). 3. может стать причиной злодеяний (очернительства, клеветы, преступления). Мн. мыслители прошлого рассматривали 3. как чувство, свойственное в первую очередь неимущим слоям об-ва. Ист. опыт доказывает, что 3. носит всеобъемлющий и все-проникающий характер и может возникнуть у любого человека. Природа 3. противоречива: вызывая аморальные поступки, она в определенных условиях приводит к положительным прагматич. результатам (но не моральным), напр. способствует развитию соревноват. возможностей людей. Желание добиться того же, чего достиг др. человек, заслуживает морального одобрения только в том случае, если этот человек и его достижения не вызывают 3., а выступают как образец для подражания. Преодолевая чувство 3., человек нравственно самосовершенствуется.
Дет. 3. существенно отличается от 3. взрослых, хотя имеет ту же основу. Не обладая достаточным социальным опытом, развитыми моральными чувствами и волей, ребенок распространяет свои желания и притязания на все, что видит. Не получив соответств. воспитания, он в дальнейшем ожесточается, и 3. может перерасти в отрицат. черту характера. Предотвратить зарождение 3. невозможно за счет попыток удовлетворить все притязания ребенка, вызванные стремлением обладать тем же, что и др. ребенок. Подкрепляемый 3.-каприз («И я хочу!») со временем неизбежно натолкнется на предел материальных возможностей родителей. Но тогда уже будет слишком трудно объяснить подросшему сыну или дочери, почему родители не могут купить ему, напр., автомобиль, если этому предшествовала череда менее ценных подарков. Достижение всех возможных успехов и обладание всеми желаемыми вещами — задача для отд. человека нереальная. Каждый человек в чем-то уступает другому, но в чем-то и превосходит. Сознание преимущества другого должно побуждать ребенка устранить свое отставание путем достижения тех же целей либо, если это недостижимо, — путем переключения на иные цели и ценности, к-рые реально доступны при определенном усилии. Важно, чтобы ребенок умел добиваться конкретных, поставленных перед собой целей и ценить результаты их достижения. Следует подкреплять у ребенка мотивацию достижения успеха, к-рая в психологии противопоставляется мотивации избегания неудачи. Внутр. лень и страх перед неудачным результатом парализуют «избегающего» ребенка, лишают его надежды подняться до обладателя, и он начинает завидовать. Родители и воспитатели должны демонстрировать детям примеры доброжелательного и бескорыстного отношения к др. людям, пресекать возникающие на почве 3. неприязнь и конфликты.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1