СУБЪЕКТ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Субъект
активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Субъект
индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Субъект
индивид или группа как носитель осознанной активности в познании и преобразовании действительности.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Субъект
человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

СУБЪЕКТ
(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе). Человек, проявляющий активность в деятельности и общении с другими людьми.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Субъект
лат. subjectum — подлежащее, лежащий внизу, в основании) - конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Субъект
социальное бытие человека в рамках фиксированных норм, обладающее тенденцией к сохранению самоопределения или коррекции самоопределения при смене норм «извне».

Источник: Методологический словарь для стратегов

СУБЪЕКТ
от лат. subjectum — подлежащее) — носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Источник: Педагогический словарь

СУБЪЕКТ
(лат. subjectum – подлежащее, лежащее внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного, осуществляющий изменение в других людях и в себе. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Субъект
(от лат. subjectum — подлежащее) — носитель активности, человек (или институт, коллектив), способный ставить и осуществлять цели, вести анализ, принимать решения, наделенный определенной свободой, обладающий способностью к развитию и самореализации; человек, преобразующий окружающий мир и себя в этом мире.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СУБЪЕКТ
от лат. subjectus — находящийся в основе) — 1) человек как носитель каких-либо свойств, обозначение объективированного Я, т. е. индивида, которому противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, — в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия»; 2) логическое подлежащее, предмет суждения. Субъективный — свойственный только данному лицу, субъекту, личный; лишенный объективности, пристрастный.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Субъект
это человек, осуществляющий те или иные специфически человеческие действия, источник своей деятельной активности. Понятие «субъект» отражает деятельное бытие человека.
Готовность же и способность человека быть источником собственной деятельной активности принято называть субъектностью. См. также: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. Шустова И.Ю. Воспитание и развитие субъектности юношества в детско-взрослой общности. – Ульяновск, 2009.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

СУБЪЕКТ
носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на объект. Субъект с точки зрения диалектики отличается присущим ему самосознанием, поскольку он овладел в определенной мере созданным человечеством миром культуры – орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок и т. д. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности. Литература: [65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Субъект
индивид или группа (совокупный субъект) как носитель активности, источник познания и преобразования себя и окружающей среды. Активность субъекта проявляется; субъектных свойствах личности: автономности, способность выделять себя из среды, влиять на среду и организовывать среду своего учения, общения, жизни; способности делать выбор брать на себя ответственность за сделанный выбор, проявлять свою индивидуальность и независимость, самостоятельно орга низовывать и регулировать свое поведение и др. Субъектные свойства проявляются по мере развития нравственного самосознания личности, накопления субъектного опыта и саморефлексии.

Источник: Глоссарий по педагогике.

СУБЪЕКТ
1) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; 2) носитель предметно-практической деятельности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом.
Субъектность человека проявляется в его активной жизнедеятельности, общении, самосознании (позиция «Я сам»).
Субъекты педагогической деятельности — те люди и их группы, кто ее осуществляет:
• общество, т.е. та социальная среда (государство, нации, классы, религиозные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздействие на людей;
• группа, т.е. небольшая по величине общность людей, в среде которых осуществляется педагогическая деятельность;
• педагог, т.е. человек, который организует и управляет педагогической деятельностью; ребенок как активное заинтересованное лицо образовательного процесса и собственного развития.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Субъект
лат. – лежащий в основе) – активный носитель деятельности и познания способный проявлять свою волю в их осуществлении и влияющий на качество. В этом смысле мы говорим об ученике, учителе и родителях ученика как субъектах педагогического процесса и образовательной деятельности. Участники педагогического процесса являются объективно субъектами в силу наделенности волей, способностью к познанию и деятельности. Субъектность человека освобождает его от жесткой зависимости от внешнего воздействия и наделяет самостоятельностью и ответственностью. Субъект и его позиция всегда есть часть целого (педагогической системы, процесса, ситуации) и потому зависит от тех прав и обязанностей, которые в этом «целом» ему предоставляются. Субъект обучения, например, ученик, хотя и обладает способностью к саморегуляции, выбору программ обучения, к корректировке образовательной технологии, но ему могут не предоставляться возможности реализовать и развивать эту способность. Так было в тоталитарной системе обучения. Поэтому для того, чтобы потенциальный субъект стал реальным, нужно осуществить процесс субъективации личности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Субъект
[лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе] – 1) конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания (объектов), источник активности; 2) человек как носитель каких-л. свойств, личность; 3) человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности (по Б.Ф. Ломову). Ряд психологов называют по существу это же свойство С. по-другому: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «организация побудительных сущностных сил человека» (В.К. Шановский). Понятия С. и личности не совпадают: «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность – совокупностью общественных отношений...» (Б.Г. Ананьев). По Б.Г. Ананьеву и А.Н. Леонтьеву субъект деятельности – это совокупность индивидных и личностных свойств. При этом, если С. осуществляет деятельность как проявление собственного имманентного свойства (деятельность-1), то в структуре С. превалируют индивидные свойства. Если же С. включен в деятельность как способ существования действительности (деятельность-2), то в его структуре начинают доминировать личностные свойства. Еще более высокое положение человека проявляется в его понимании своей субъектности как равного среди других полюса живого пространства космоса (по В.П. Казначееву), что требует от него проявления свойств индивидуальности – верхней ступени символического восхождения человека к самому себе. Пониманию проблемы субъектности в акмеологии способствует антропный принцип, а также принятие «со-бытийности» при рассмотрении материального и идеального начал в предметах и явлениях.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

СУБЪЕКТ
от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – изначально философское понятие, в концепции Гегеля обозначавшее источник имманентной активности. В гуманистической психологии (К.Роджерс) понятие связывалось, скорее, с ценностным подходом к личности, пациенту. В отечественной психологии категория субъекта разрабатывается в двадцатые годы в контексте философской антропологии С.Л.Рубинштейном. Однако, в официальной советской психологии первоначально удалось реализовать только категорию деятельности, трактовка структуры которой также отправлялась от философской формулы «цель-средство-результат». Постепенно С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев сумели, включив в нее мотивационную составляющую, раскрыть ее психологическую специфику. Последнее понимание деятельности фактически совпадало с понятием активности.
Одновременно С.Л.Рубинштейн выдвигает принцип единства сознания и деятельности, в котором под деятельностью подразумевалась не внутренняя психическая (идеальная) деятельность, а реально-практическая, а у сознания – своя специфическая сущность, структура и функции: в деятельности оно проявляется и развивается, но с ней не совпадает. За связью сознания и деятельности уже реально стояла личность, которая и в которой осуществлялась эта связь, т.е. имплицитно подразумевался С.
Официально понятие С. в отечественной психологической литературе впервые употребляется Д.Н. Узнадзе, а затем Б.Г.Ананьевым (в 60-х гг.), хотя философско-психологическая концепция С. уже была изложена С.Л.Рубинштейном в его рукописи «Человек и мир» конца пятидесятых годов (она была опубликована лишь в 1973 г.). Б.Г.Ананьев раскрывает понятие С. в его дифференциальном значении, опираясь на него, стремится выявить отличие, специфику С. деятельности, от С. общения, а последнего – от С. познания.
С.Л.Рубинштейн в книге «Человек и мир» воспроизводит свои ранние идеи (20-х гг.) о самодеятельности субъекта, о его самодетерминации и саморазвитии, о детерминации, идущей от субъекта, т.е. изменении им окружающей действительности, одновременно вбирает в его определение понимание детерминизма, предложенное им в 50-х гг. как диалектику внешнего и внутреннего, т.е. утверждает специфичность психической и личной организации, избирательность, активность. Он выдвигает собственно философское понятие человека как С. – центра бытия, обладающего специфическим способом осуществления своей сущности, и философско-психологическую концепцию личности как С. жизненного пути. Здесь понятие субъекта определяется через способность ценностным образом регулировать, направлять и осуществлять свою жизнь и объективировать себя в ней. Категория С., что существенно для акмеологии, обозначает его постоянное совершенствование, развитие «по восходящей».
Категория С. в отечественной психологии оказалась многоаспектной: понятие субъекта стало употребляться и для обозначения особого качества коллектива в социальной психологии, и для дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности в общей психологии, и в социологии и т.д.
В связи с этим в школе С.Л.Рубинштейна были разработаны концепции (и соответствующие понятия) субъекта деятельности и субъекта жизненного пути. Понятие субъекта деятельности не просто обозначало автора деятельности, но ее инициатора, организатора ее объективного контура, в котором он обладает способностью выделять из совокупности условий и требований, определенные задачи, выстраивать их последовательность, иерархию и решать, гарантируя, неся ответственность за достижение результата своими силами при непредвиденных трудностях и обеспечивая нормативно требуемый и субъективно приемлемый качественный уровень осуществления деятельности и заданные сроки ее завершения. Теоретически в этой концепции было соединено представление о творческом инициирующем качестве С., но вместе с тем преодолено представление о его (приписанном ему социалистической философией) всемогуществе – способности изменять природу и общество. Можно выделить три основные качества С. 1. Способность соотносить и приводить в соответствие свои возможности, мотивы, способности, притязания с требованиями деятельности и разрешать противоречия между ними. 2. Способность на основе саморегуляции и самоорганизации использовать свои психические и личностные возможности, как ресурсы оптимальным для личности и эффективности деятельности способом (см. Субъект деятельности). 3. Способность к самосовершенствованию, саморазвитию.

Источник: Акмеологический словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
442.55 кб

Неклассическая рациональность и субъект образования

Заборская Марина Григорьевна
В статье рассматриваются малоизученные проблемы реалистической рациональности в связи с традициями истолкования субъекта образования в европейской философии.
Читать PDF
139.33 кб

Суртаев В.Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики. СПб., 2008. 320 с

Давидович В. Е.
Читать PDF
337.72 кб

Субъект-субъектные отношения как основа профессионально-личностного развития специалиста

Горских Я. В., Качалов Н. А.
В статье представлено описание внедрения проектной работы на занятиях по профессиональному иностранному языку как пример наиболее полной реализации субъектно-субъектного подхода.
Читать PDF
283.96 кб

Домашний педагог как новый субъект культуры безопасности жизнедеятельности

Верхотурова С. М.
В cтатье дана новая компетенция в области дошкольной подготовки - домашний педагог, которая также имеет отношение к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Читать PDF
154.49 кб

Личность учителя как субъект социально-педагогической технологии

Карбанович О. В.
В статье раскрывается структура профессиональной деятельности учителя как субъекта социально-педагогической технологии.
Читать PDF
198.04 кб

Подросток как субъект социальной активности

Лопатин Андрей Владимирович
Читать PDF
352.08 кб

Общеобразовательная школа как субъект и объект социальной политики

Лачашвили Ренальд Александрович, Орлова Елена Владиславовна, Румянцева Тамара Дмитриевна
Читать PDF
229.83 кб

Партнерская позиция педагога как основа организации субъект-субъектного взаимодействия в школе

Чернявская Анна Павловна
Читать PDF
369.95 кб

Реализация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов в процессе занятий физическо

Дылкина Татьяна Викторовна
В статье доказана необходимость применения путей реализации субъект-субъектного взаимодействия на занятиях физической культурой в вузе. Представлены полученные результаты.
Читать PDF
174.54 кб

Учитель как субъект государственной политики в сфере воспитания личности

Ежеленко Вячеслав Борисович
Всесторонне осмысливается роль учителя, его личность как центрального элемента в образовательной структуре России, являющегося проводником государственной политики в сфере воспитания личности.
Читать PDF
319.93 кб

Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза

Резник Г. А.
В статье рассматривается структура экономического потенциала вуза, основные направления его экономической безопасности, раскрывается сущность экономической безопасности студента как экономической категории, исследуется система эко
Читать PDF
397.25 кб

Университет как субъект гражданского общества

Постол Владимир Иванович
В статье рассматриваются проблемы демократизации российского общества. Главный тезис статьи сводится к тому, что в современных условиях центром формирования демократической субкультуры становится университет.
Читать PDF
4.75 мб

Российское учительство как субъект государственной образовательной политики первой четверти XIX века

Уткин Анатолий Валерьевич
Читать PDF
99.14 кб

Субъект патриотического воспитания в системе профессионального образования

Снопко Н. М.
Читать PDF
0.00 байт

Преподаватель как субъект качества образования

Исаева Т.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Субъект деятельности

    активно действующий, обладающий сознанием и волей гражданин, объединение граждан, общество, государство.
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни

    Предполагает совместную деятельность педагога и воспитанника, способность делать что-то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что-то новое (объективно и субъективно), то возникает сит
  • Субъект мысли

    в единице языкового мышления это та часть, которая фиксирует «прямое» (созерцательное) представление об объекте и зависит от особенностей представляющего. Логическая функция субъекта мысли сост
  • Субъект-объектные отношения

    это тип отношений, складывающихся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в сохранении позиции обучающегося как объекта воздействия. При этом учащийся остается
  • СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

    гражданин, группа граждан, организации, государство, общество.
  • Субъект воспитания

    человек, объединение людей, способных осознанно или бессознательно, профессионально или по долгу совести создавать условия для разностороннего или направленного развития, воспитания себя или др
  • СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    общество в лице государственных органов власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Общество осуществляет образование взрослых как активных участников созидательно
  • СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ

    понятие, которое благодаря введенному Б.Ф. Ломовым принципу субъект-субъектных отношений позволило преодолеть представление о личности как единственном инициаторе общения, лишь обладающем необ
  • Субъект обучения

    преподаватель вместе с учебной группой. Входя в субъект обучения в качестве его части, преподаватель (субъект преподавания) осуществляет деятельность, обозначаемую термином преподавание, а кажды
  • Субъект-субъектные отношения

    это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении с
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

    философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволил
  • Субъект преподавания

    индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое
  • СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

    философская – этико-антропологическая концепция, разработанная С.Л.Рубинш­тейном в книге «Человек и мир», которая опиралась на психологические концепции жизненного пути Ш.Бюлер и раннего Рубинш
  • Личность-субъект

    нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании
  • Ребенок как субъект воспитательного процесса

    активная саморазвивающаяся личность, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и в общении, усваивающая и критически перерабатывающая в конкретных условиях воспитательные
  • СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    познающий и действующий в образовательном процессе человек; личность, для деятельности которой характерны качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая.
  • СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    физическое или юридическое лицо (учреждение образования, предприятие, организация), осуществляющее образовательную деятельность. (Про освіту [Електронний ресурс] : Закон України від 05.09.2017 р. № 2145-V
  • ПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТНАЯ

    (социального педагога) – проявление личностной позиции и своеобразия в профессиональной деятельности.
  • СУБЪЕКТНОСТЬ

    самостоятельно порожденная конкретной личностью творческая активность по преобразованию среды и своих ценностных отношений с ней.
  • СУБЪЕКТНЫЕ ЦЕННОСТИ

    это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.